
Атле Нэсс "Эдвард Мунк. Биография художника" (MUNCH. EN BIOGRAFI). Перевод с норвежского Елены Рачинской и Анны Турунтаевой. Издательство "Колибри" (Издательская группа "Азбука-Аттикус"). Москва, 2021 год.
Биография и вот биография уже интеллектуальная. Призрачная грань. Почти неуловимая, но осязаемая. В конструкте самого исследователя. В том как обмысливается. Какой прилежностью и степенью погружения. Сопряженностью и внутренней плотностью прочтения. Когда я живу с героем, и дышу вместе с ним. И он уже просится на холст. Явью своей. Исследование, когда прописывается не просто подробность, а подробность в системе общего звучания. Когда она не только молекулярно исследуется, а вовлекается. На вкус, на ощупь. В создаваемую систему координат. В пространство смыслов. А может быть, в этом случае сам Мунк предопределил слог. И манеру. И степень доверительности. И объективности. Поступательность - да, и даже вот эта вся история с Туллой и внутренними врагами, с собственными призраками. И алкоголь. Но что и как при этом выдает сознание, что это за лаборатория, как ведет себя и рефлексирует субъект. За внешней поведенческой канвой "убежал-поехал-встретил-случилось-продал". Или не случилось. Как мозг работает при этом. И тело. Нет, здесь есть отменная фактология, и детализация, и это, действительно, масштабное погружение. Но вот как кисть ведет, или как падает свет, снег! (что в финале очень правильно), как он сам постигает глубину (столь значимую, когда перспектива затягивает зрителя). Почему художник. И как это - художник. Когда просто невозможность без этого. То есть совсем наизнанку не получается. Но издание при этом - восторг. С блистательными фотографиями и картинами. Это сложный был человек. Очень и очень не простой. И огромная жизнь. На переходе из старого в новый мир. И наступившая катастрофа. Когда, действительно, тектонический слом, а у него все по нарастающей. И вот этот парадокс или не парадокс обожания и, в конце концов, оглушительного признания, он должен быть прочитан. Понят. Это же не только работа друзей и агентов. Это нечто большее. И почему вылечился. От чего вылечился. И стал доброхотом с очень большими деньгами. И востребованностью. До королей и министров. И одиночество при этом кромешное. Когда бежищь от людей. Но людей желаешь. И друзей. И такая забота о семье. И о близких. И старость, и такой колоссальный фактор неизбежности. Почему вдруг это так. И вся эта система экономики и собственного производства. И что произошло там, в пространстве этих произведений, что они сцепили восприятие зрительское в единую дугу. И сказали - вот это Мунк. И такой интерес и жажда сегодня. В чем эта выраженность. И необходимость жизненная. В чем. В познании и испытании себя? В доведение до? (Автопортреты) Или как-то по-другому. Думается на этой жизнью. Интереснейшей. И когда кто-то до сих пор все равно - "Мазня".