Ухоженностью парка покидал. Аурой. Знамением Волхонки. Когда еще тянут Ренуар и Моне что Клод. И вообще они ребята безумно талантливые. И безумные. В том новом Париже. Обновленном. И этот воздух, и пар, что от туманов и от паровозов. И вообще надо картиной одного дня. И одного пространства. Чтобы стоять и стоять, как тогда в Прадо. Перед Босхом. Здесь же обязательность ухода, она дисциплинирует, но обескураживает. Хочется опрокинуться в Винсента. И длиться, и длиться. И пусть рядом будет все, и этот переводчик еще с португальского, что в аэропорту иностранцев встречал, и "будьте здоровы". И этот мир, замкнутый и цветаевский, и кто его сможет нарушить, даже если захочет. Очень. Можно идти и идти с ними вместе, и дело даже не в технике (бог с ней), а с вдруг мерцанием, и вдруг приближением, этого безбрежного фокуса в разреженном и в несфокусированном пространстве, и как соотносится тогда русская живопись, и Кончаловский точен, и Сомов - опять ах. Но вот здесь в Пикассо можно упасть. Можно просто упасть и не вернуться. Уж если говорить об образе и мире. Если говорить о сосредоточенности. И о смелости, И о человеческой цельности. И цельности художественной. Вот от этого Винсента, что судьбой в полотне собственном и собственной ненормальностью. И пусть творится мир, и пусть мир просыпается, и пусть, если хоть что-то останется, в Пабло. И в этом сонмище разлитого цвета. В его клокочущем безрассудстве. И в любви еще. Обязательно в любви, когда рождается новь, и трепет, и теряется разум, пусть утро встречает любовь. Обязательно, и пусть творится чудо, всегда и во всем, если это живопись, если это Франция, и если еще есть на свете воздух, который способен дышать. Томлением и не послушной кистью.
"После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством". Галерея искусства стран Европы и Америки. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
На фото - Винсент ван Гог «Пейзаж в Овере после дождя» (фр. Paysage d'Auvers après la pluie, нидерл. Landschap bij Auvers na de regen)