
"Эхнатон" (Akhnaten). Опера Филипа Гласса (Philip Glass). Постановка Метрополитен-опера. Дирижер - Карен Каменсек (Karen Kamensek). Режиссер - Фелим Макдермотт (Phelim McDermott). Художник - Том Пай (Tom Pye). Художник по свету - Бруно Поет (Bruno Poet). Художник по костюмам - Кевин Поллард (Kevin Pollard). Спектакль удостоен премии Лоуренса Оливье. Нью-Йорк, 2019 год.
Чтобы полететь в космос театр "Метрополитен-опера" собрал все возможные и невозможные ресурсы: безудержную смелость и неисчерпаемую жажду абсолюта; мерный, навязчиво-неутешительный, тревожный гул бытия музыки Филипа Гласса, надмирного композитора-минималиста, находящего тишину в звуках и считающего, что когда общество распадается на части, тогда и начинается все самое интересное; команду режиссера Фелима Макдермотта, в невероятно тягучем, медитативном сценическом повествовании именно Фелима озарило гениальное решение, ставшее смысловым контрапуктом оперного ритуала, - привнесение в подчеркнуто мерную визуализацию Древнего Египта совершенной прогрессии жонглеров из группы Gandini Juggling; художники: если сказать что это божественно, не сказать ничего - Кевин Поллард создала такую коллекцию бесценных костюмов, что рассматривание каждого в отдельности уже особый восторг, а тронный наряд самого Эсхатона - шедевр на века; Бруно Поет (фамилия) так поет светом, так размечает и так играет пространством, так думает красками, что даешься диву. Это при том, что сцена и зал оборудованы лучшими уже на послезавтрашний день техническими средствами. О головокружительном исполнителе главной роли - контр-теноре Энтони Рот Костанцо (Anthony Roth Costanzo). Этот дивный андрогин так держит состояние героя и так упоительно-вариативен и заразителен в этом, что вот Вам, Роман Григорьевич, идеальный актер Вашей мечты. А если к этому добавить речитативы Закари Джеймса (Zachary James), способного уже своей внутренней силой, дыханием, ритмом, магнетизмом ввести тебя в транс, заворожить, распять... так играли только там - до нашей эры. И еще... это поразительно богато, богато очень, как и должно быть в настоящем, зримом, действенном Искусстве. В это творение вложены не обязательные, но чрезвычайно щедрые, искренние приношения от частных лиц, компаний, фондов, эндаументов, зрителей... здесь нет государственных средств и, значит, людям очень нужно создать вот так всем вместе такой художественный космический корабль, который унесет тебя в еще не бывшее. И два слова об управляющем директоре совета директоров Метрополитен-опера. Это женщина, Доктор Агнес Су-Тан (Agnes Hsu-Tang), музыкант и доктор философии, профессор Стэндфордского, Пенсильванского, Колумбийского университетов, выдающийся ученый и специалист в области искусств и археологии, попечитель Нью-Йорского исторического общества, руководитель Триеннале искусств Азии в Нью-Йорке. И далее, и далее, и далее. Со всеми остановками. Потому что так в принципе можно говорить о каждом, кто творит это чудо. На сцене и за сценой. И что самое важное - в зале. Здесь, что ни человек, то Явление. То История. И в этом - самое главное счастье.